Аннотация курса

Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика

Авторский курс Е.Л. Мельниковой

Краткая аннотация курса. Проблемно-диалогическое обучение представляет собой современную дидактическую систему развивающего образования, позволяющую заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. В курсе проблемно-диалогическое обучение рассматривается на трех уровнях: как научное понятие, педагогическая технология, методика урока.

Слушатели курса: учителя начальной, основной и старшей ступеней; заместители директоров школ по учебной и научно-методической работе; методисты и специалисты методических центров; преподаватели педагогических колледжей и вузов, а также системы повышения квалификации работников образования.

Продолжительность курса: не менее 6 учебных дней (от 36 часов)

Содержание курса

Тема 1. Понятие проблемно-диалогического обучения.

1.1. Базовые категории дидактики. Обучение как усвоение учебного содержания (уровни, этапы, организационные формы усвоения). Обучение как взаимодействие (учебная деятельность, обучающая деятельность).

1.2. Основные понятия проблемно-диалогического обучения. Понятие научной творческой деятельности. Специфика учебной творческой деятельности. Понятие о результатах обучения.

1.3. Сравнительная характеристика традиционного и проблемно-диалогического типов обучения. Определение, место, результаты традиционного обучения. Определение, место, результаты проблемно-диалогического обучения. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС на разных образовательных ступенях.

Тема 2. Технология проблемно-диалогического обучения

2.1. Методы постановки учебной проблемы. Приемы создания проблемной ситуации. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Принятие ученических формулировок проблемы. Предметная специфика проблемных ситуаций. Подводящий к теме диалог. Мотивирующие приемы, обеспечивающие принятие проблемы.

2.2. Методы поиска решения. Структура побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. Порядок выдвижения гипотез. Количество решающих гипотез. Принятие ученических гипотез. Подводящий к знанию диалог (от проблемы и без проблемы).

2.3. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. Значение этапа воспроизведения (проговаривания) знаний. Классификация и особенности применения продуктивных заданий.

2.4. Взаимосвязи методов и заданий с формами и средствами обучения. Использование групповой, парной, индивидуальной формы работы. Использование опорных сигналов, планирование опорной части доски. Использование технических средств обучения. Использование учебника.

Тема 3. Методика проблемно-диалогического урока

3.1. Содержание обучения и типология уроков изучения нового материала. Понятие исходных и укрупненных дидактических единиц. Типология уроков по содержанию (с одной проблемой, с общей и частными проблемами и др.).

3.2. Уроки с одной учебной проблемой. Содержание урока с одной учебной проблемой. Специфика методов постановки проблемы и поиска решения. Специфика продуктивных заданий. Алгоритм подготовки уроков с одной проблемой.

3.3. Уроки с общей и частными проблемами. Содержание урока с общей и частными проблемами. Специфика методов поиска решения. Алгоритм подготовки урока.

3.4. Другие типы уроков. Уроки с классификациями понятий. Уроки с двумя рядоположными проблемами.

3.5. Анализ уроков изучения нового материала. Алгоритмы анализа уроков разного типа. Пути усиления проблемности урока.

Оборудование и материалы для курса:

  1. Опорные конспекты на каждого слушателя (5 страниц), изготовляются на ксероксе по образцу.

  2. Большая доска (с мелом или маркером)
  3. Возможность подключить ноутбук лектора с выходом на большой экран (для просмотра фрагментов уроков)
  4. Микрофон (при работе в зале).